Структура программы
Для того чтобы компилятор правильно понял, какие именно действия от него ожидаются, ваша программа должна быть оформлена в полном соответствии с синтаксисом (правилами построения программ) языка Паскаль.
program <имя программы>;
Uses …; { подключаемые модули и библиотеки }
Label …; { раздел объявления меток }
Const …; { раздел объявления констант }
Type …; { раздел объявления типов }
Var …; { раздел объявления переменных }
begin { начало основного блока программы }
… { операторы основного блока программы }
end. { конец основного блока программы }
Любой из перечисленных необязательных разделов может встречаться в тексте программы более одного раза, их общая последовательность также может меняться, но при этом всегда должно выполняться главное правило языка Паскаль: прежде чем объект будет использован, он должен быть объявлен и описан.
Оформление текста программы
Шапка – комментарий в начале процедур и функций.
{----------------------------------------
Max – максимальное из двух чисел
Вход: a, b – исходные числа
Выход: максимальное из a и b
----------------------------------------}
function Max(a, b: integer): integer;
begin
...
end;
Отступы – тело цикла, условного оператора, оператора выбора и т.п. сдвигается вправо на 2-3 символа.
for i:=1 to n dobegin
j := 0;
while j < i do
begin
j := j + 1;
k := k mod N;
end;
k := k + 1;
end;
Имена, даваемые программным объектам (константам, типам, переменным, функциям и процедурам, да и всей программе целиком) называются идентификаторами.
Каждый объект программы должен иметь уникальный идентификатор.
Идентификаторы могут иметь любую длину, но если у двух имен первые 63 символа совпадают, то такие имена считаются идентичными. Максимальная длина - 127 символов.
Вы можете давать программным объектам любые имена, но необходимо, чтобы они отличались от зарезервированных слов языка Паскаль, потому что компилятор все равно не примет переменные с "чужими" именами.
Константа - это объект, значение которого известно еще до начала работы программы.
необходимы для оформления наглядных программ,
незаменимы при использовании в тексте программы многократно повторяемых значений,
удобны в случае необходимости изменения этих значений сразу во всей программе.
const
i2 = 45; { целое число }
pi = 3.14; { вещественное число }